За упрощение и эргономику мобильных точек продаж не выступил только ленивый. Однако, в России четкого правового статуса у подобных структур до сих пор нет. В качестве опорного документа функционирования палаток на колесах - общие правила нестационарной торговли по федеральному законодательству и, безусловно, региональные и муниципальные правовые акты. Абсурдность ситуации усугубляется сложностью урегулирования самого процесса, как для предпринимателей, представляющих подобные магазины, так и для чиновников на местах.
По утешительным прогнозам, уже к сентябрю Минпромторг планирует таки довести проект поправок до финального согласования в Правительстве РФ. По заявлению главы ведомства Дениса Мантурова, дело за малым. Второй же стороне вопроса остается только ждать, каким образом этот аспект войдет в правовое поле.
Основные проблемы: легализация (поиск самопозиционирования мобильных точек продаж в правовом поле РФ со всеми вытекающими) и развитие. Второе логичным образом вытекает из первого. Наша статистика на сегодняшний день - на 100 человек 700 квадратных метров торговых площадей, что в сравнении с Европой, где этот показатель а 2 раза больше (от 1500) выглядит более, чем скромно. Причин тому много. Основные кроются в отсутствии законодательной базы на всех этапах согласования и функционирования объектов. Если в столице, невзирая на все сложности, мобильная торговля набирает обороты, то в регионах об этом говорить пока рано.
Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов отмечает, что полной статистики по количеству автолавок сейчас нет. По оценкам Ассоциации, по всей стране насчитывается несколько сотен фудтраков и аналогичное количество торговых машин.
Министр промышленности РФ Денис Мантуров считает, что мобильная торговля — «важное звено продовольственной безопасности». «Такой формат помогает развитию малого торгового, сервисного бизнеса, общепита. Для фермеров это просто находка. Специализированные колбасные, молочные, мясные автомагазины, как и автокафе, прочие высокотехнологичные и интересные мобильные торговые объекты создадут удобную инфраструктуру для потребителей и предпринимателей. Разные форматы торговли нормально развиваются и совершенствуются, когда государство обеспечивает всем им право на свободное существование. Рынок сам выстроит нормальный баланс между крупными и малыми торговыми форматами»
Глава Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров: «Мне кажется, правильнее было бы узаконить в Москве использование фудтраков — кафе на колесах. Но только чтобы они не врастали на отведенном месте, как было когда-то, а приехала, скажем, машина к пляжу в жаркий день, полтора часа поторговала прохладительными напитками и уехала. Потом на смену ей пришла другая. Точно так же можно организовать обслуживание и в парках. Там ведь тоже сейчас ничего капитального строить нельзя. Но пить-есть людям надо. А для фудтраков ни кабели электрические тянуть не нужно, ни водоснабжение — это все тоже в мобильном варианте может быть».
Преимущества мобильных точек продаж:
Возможность временного присутствия на обозначенной территории, что дает объективную экономию;
Ответ сезонным потребностям;
Ситуативное реагирование - правильное ориентирование на местности;
Элементарное продвижение торговой единицы - брендирование самого объекта. Не требует дополнительных вложений, являясь самостоятельным рекламоносителем;
Стартап такого бизнеса не требует сумасшедших вложений;
Более, чем просто желанным, вопрос правового позиционирования и развития мобильных мест продаж, является для регионов. Где есть огромное количество объективных причин «за» присутствие нестационарной торговли. Однако, наряду с очевидными потребностями есть и весомые аргументы против.
Директор департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова в своем выступлении отметила, что регионам остро не хватает единого понятного регламента. «Мы много говорим о нестационарной, мобильной, развозной, разносной торговле. Все эти понятия нуждаются в федеральном нормативно-правовом регулировании. Сейчас каждый регион работает с этой сферой по-своему и регулирование у всех разное. Ростовская область в части мобильной торговли использует схему размещения нестационарных торговых объектов. Но нам хотелось бы упростить этот порядок для мобильной торговли, поскольку размещение автолавок в городской среде несет одну функцию, в сельской местности — совсем другую, больше социальную функцию».
Анастасия Миронова, заместитель министра по развитию потребительского рынка и государственным закупкам Оренбургской области. «В Оренбургской области порядка тысячи малодоступных, малонаселенных пунктов. Есть территории, где размещены 10–15 дворов. О какой торговле здесь можно говорить? В регионе действует программа, которая направлена на поддержку торговли именно на селе. Мы возмещаем стоимость ГСМ тем предпринимателям-производителям, которые доставляют собственную продукцию в отдаленные районы. Кроме этого, субсидируем стоимость приобретаемых автомобилей, на которых осуществляется мобильная торговля. Региональная поддержка — это, конечно, хорошо. И все же, если на уровне федерального центра заинтересуются, мы будем очень благодарны».
Несмотря на многочисленные препоны, проект все-таки подготовлен на рассмотрение депутатам. Оптимистичные ожидания не омрачает даже тот факт, что поправки в документ вносятся уже около года.
Мы в свою очередь готовы к появлению и широкому распространению мобильных точек продаж. В арсенале нашей компании присутствуют следующие неотъемлемые в организации подобного бизнеса единицы:
Алко- и табако-шопы.
Экспресс-кассы. На данный момент идет разработка моделей кассовых боксов самообслуживания;
Низкотемпературные лари;
Бонеты серии «Рубин», в том числе компактные Vision 1 и 2. Помимо перечисленных единиц, практически весь ассортимент бренда Magma может быть использован не только в стационарных целях, но и отвечать всем требованиям мобильной точки продаж*.